12:27 Речевое развитие |
Артикуляционная гимнастика. Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки. Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений. Детям 2-4-х лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения. В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм , постоянно упражняясь. Поэтому проводить артикуляционную гимнастику нужноежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в игровой форме, в виде сказки. Проводить занятия можно перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 5-7 минут. Упражнения статические (на удержание определённой позы) и динамические (в движении) при выполнении чередуются. Каждое упражнение повторяется 6-8 раз. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом. Ребёнок должен видеть в зеркале своё лицо и лицо взрослого, который показывает упражнения и следит за точностью и правильностью движения. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас всё получится. Упражнения для артикуляционной гимнастики. 1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд. Если язык не распластывается, то можно «наказать» непослушный язычок (пошлёпать язычок губками, произнося «пя-пя-пя…» или покусать зубками «та-та-та…»). 2. «Качели». Рот открыт. Кончик языка поднимаем и опускаем поочерёдно (вверх-вниз). Напряжённым языком попеременно тянуться сначала к носу, а затем к подбородку (либо к верхним и нижним зубам). 3. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения. Следить, чтобы нижняя челюсть как можно меньше двигалась (двигается только язык). 4. « Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Удержать в таком положении как можно дольше. Шире открывать рот, тянуть подъязычную связку («растёт ножка у гриба»). 5. « Кошка лакает молоко». Рот открыт. Язык «лопаточкой» выдвинут вперёд, передний и боковые края широкого языка поднять вверх и завести язык в рот. Следить, чтобы края языка при движении не опускались ( « нельзя пролить молочко, кошка останется голодной»). 6. « Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удержать 5-10 секунд. 7. « Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом не двигалась вслед за языком. 8. « Почистим зубки». Языком проводим вправо-влево несколько раз по внутренней стороне нижних, а затем верхних зубов. 9. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживается не менее 10 секунд. 10. «Окошко». Широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно». 11. « Дудочка». С напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты). 12. « Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. 13. « Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме « чашечки» облизать верхнюю губу. 14. « Шарик». Надуть щёки, сдуть щёки. 15. « Часики». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой. |
|
Всего комментариев: 0 | |