00:29 Инновационный педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста |
«Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков.
1.Актуальность и перспективность опыта. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотизм-это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении. 05. 10. 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации №795 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Основной целью программы является продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан. В Законе Российской Федерации «Об образовании» №273-Ф3 в качестве принципа государственной политики в сфере образования закреплено воспитание гражданственности, патриотизма,трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст.3,п3). Для дошкольного периодахарактерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств - доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает всторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию…Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Одним из проявлений любви и преданности к Родине, у взрослого человека, является готовность встать на ее защиту.Важно научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла. 2.Условия формирования опыта. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То,какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением. К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой народ, свой посёлок. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлён в сознании образ, связанный с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это - твоя Родина. Чтобы найти верный путь воспитания, многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Знакомство дошкольников с культурными истоками становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают и сохраняют их в настоящем и в будущем. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Необходимо серьёзно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств воспитанников, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, оказании им посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном посёлке. Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора образовательной деятельности, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, своему родному посёлку, защитникам Отечества, всегда является наиболее актуальным и важным. Поэтому естественным требованием к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества. 3. Теоретическая база опыта. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом: - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения; - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых; - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок; - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой - осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине; - истинный патриотизм как возвышенное чувство - незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
4.Технология опыта. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. В нашем детском саду сложилась система патриотического воспитания детей, которая включает целый комплекс задач: • Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку. • Формирование бережного отношения к родной природе. • Развитие интереса к национальным традициям и промыслам. • Формирование элементарных знаний о правах человека. • Расширение представлений о России, о её столице-Москве; о республике Мордовии, её столице-Саранске, о родном посёлке – Зубова Поляна. • Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, нашей республики. •Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины, уважительное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям труда , защитникам Отечества. • Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям. Основные направления работы по патриотическому воспитанию: 1. Духовно-нравственное 2. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент). 3. Гражданско-патриотическое. 4. Экологическое воспитание. 5. Краеведческо-туристическое. Выше перечисленые задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности,в играх,на экскурсиях, в труде, в быту,во взаимодействии с социумом, в проектной деятельности, в работе над модулями, в приобщении детей к духовному наследию народа, в традициях большого спорта — проведение малых зимних и летних Олимпийских игр. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса. Одним из инструментов в создании таких моделей может выступать интеграция. Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды деятельности ДОУ. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания я считаю метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию обучения и практическое взаимодействие детей и взрослых (включая родителей), предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития воспитанников. Работу по внедрению проектного метода в практику детского сада я начала несколько лет назад. Появилось целое проектное направление в моей системе работы: «Страны Мира», «Россия - наша гордость», «Мой край-Мордовия», «Кем быть? Труженики Мордовии», «Знаменитые люди родного края», «Моя родословная», «Мама, папа, я — дружная семья», «Тайна моего имени». «Священный праздник – День Победы». Использование проектного метода обучения в практике моей работы,один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства. Он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: · педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; · родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей; · дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями. Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Особый упор делается нами на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе. От чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности! Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
5.Анализ результативности опыта. Предлагаемый мною материал, поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других мероприятиях знания, позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, художественно-творческая, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках. Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине. В процессе ознакомления детей с Россией, большое внимание уделялось воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны, уважение к защитникам Отечества. Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Время все дальше отодвигает события Великой Отечественной воны, ветеранов осталось очень мало. Очень важно,именно сейчас, не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах. Формировать осознанное отношение к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне. Первоисточником является сам человек. Организованные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны нашего микрорайона, вызывают у дошкольников эмоциональный отклик, чувство глубокого уважения и понимания того,какой ценой была достигнута Победа, насколько трудной были шаги к ней. Итогом работы было создание видеофильма: «Интервью с ветераном ВОВ Максимовой Е.С.» Родители и дети приняли активное участие в организации экспозиции мини-музея «По дорогам войны». Совместными усилиями были оформлены альбомы «Ветераны ВОВ: Максимова Е.С., Попов А. А.», «Ордена и медали ВОВ», «Они сражались за Родину», «Памятники героям», «Военная техника», «Голубь мира»; мини-библиотека «Рассказы, повести, стихи о ВОВ»;собрана мини-коллекция «Песни, опаленные войной». Дети имели возможность не только самостоятельно почитать книги о героях, послушать любимые песни («Бравые солдаты», «Катюша», «День Победы» и др.), но поделиться своими впечатлениями, полюбоваться наградами, подержать их в руках. Очень трогательно прошел районный конкурс чтецов на тему: «Живое слово». Воспитанники детских садов с особым чувством читали стихи о солдатах, воевавших за освобождение Родины. По эмоциям некоторых детей было понятно, что прозвучавшие стихи тронули их душу, не оставили холодными сердца. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. Всё это способствует расширению кругозора и повышение познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях нашего посёлка, людях-тружениках. 6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному посёлку, к республике, к своей стране. Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей посёлка, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Работая в этом направлении, требуется переосмысление задач воспитания, как первостепенного приоритета в образовании. Воспитание должно стать не отдельным элементом педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности. При этом важно подчеркнуть исключительную значимость семьи в решении задач воспитания и социализации подрастающего поколения. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своимпосёлком. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. 7. Адресные рекомендации по использованию опыта. Методическая разработка доступна в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего, старшего и подготовительного возраста: – воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений – для родителей, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях. Наиболее приемлемыми формами использования опыта работы считаю: – информационный материал, содержащий необходимые исторические факты и события. – консультации, педагогические советы, педагогические гостиные. – дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений; – мастер-классы, мероприятия и организованная образовательная деятельность для педагогов района; – сайт ДОУ |
|
Всего комментариев: 0 | |