Суббота, 08.02.2025, 19:07
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Сентябрь » 4 » Инновационный педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
00:29
Инновационный педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

«Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

 

1.Актуальность и  перспективность опыта.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотизм-это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников неотъ­емлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

05. 10. 2010 года Постановлением Правительства Российской   Федерации №795 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Основной целью программы является продолжение развития и совершенствования системы  патриотического воспитания граждан.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» №273-Ф3 в качестве принципа государственной политики в сфере образования закреплено воспитание гражданственности, патриотизма,трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст.3,п3).

Для дошкольного периодахарактерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатле­ний. Поэтому, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле сло­ва фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учи­тывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное воспри­ятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к ок­ружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы над­лежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств - доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.  В.А Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает всторону  законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию…Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».  Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Одним из проявлений любви и преданности к Родине, у взрослого человека, является готовность встать на ее защиту.Важно научить детей помнить защитни­ков Родины, отстоявших родную зем­лю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офице­ров, самоотверженностью тружеников тыла.

2.Условия формирования опыта.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То,какие  качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разра­ботка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реа­лизация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколе­нием.

К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна по­ложительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презре­нием может только человек, не понимающий потребностей детст­ва».

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой народ, свой посёлок. «В воспита­нии всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только  из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлён в сознании образ, связанный с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это - твоя Родина. Чтобы найти верный путь воспитания, многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Знакомство дошкольников с культурными истоками  становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают  и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защи­щавших нашу Родину.

Необходимо серьёзно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств воспитанников, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважи­тельном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, оказании им посильной помощи. В связи с этим осо­бую значимость приобретает знакомство детей дошкольного воз­раста с жизнью страны, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном посёлке.

Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора образовательной деятельности, которые могли бы способство­вать воспитанию любви к Родине, своему родному посёлку, защит­никам Отечества, всегда является наиболее актуальным и важным. Поэтому естественным требованием к отбору содержания патрио­тического воспитания детей дошкольного возраста является вклю­чение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонен­тов, знание истории и традиций Отечества.

3. Теоретическая база опыта.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспита­ния в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его разви­тия и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно-патриотическое воспитание формируется и раз­вивается как чувство посредством духовно-нравственного обога­щения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко со­циальным по своей природе явлением, представляет собой источ­ник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотиче­ского воспитания выступает личность, задача которой - осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство - незамени­мая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурно­го развития.

 

 

4.Технология опыта.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

В Концепции дошкольного образования подчеркивается  необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций  народа.

 В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности,  любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

В нашем детском саду сложилась  система  патриотического воспитания детей, которая включает целый комплекс задач:

• Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку.

• Формирование бережного отношения к родной природе.

• Развитие интереса к национальным тра­дициям и промыслам.

• Формирование элементарных знаний о правах человека.

• Расширение представлений о Рос­сии, о её столице-Москве; о республике Мордовии, её столице-Саранске, о родном посёлке – Зубова Поляна.

• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом гимном страны, нашей республики.

•Развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины, уважи­тельное отношение к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны, героям трудазащитникам Отечества.

• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.

Основные направления работы по патриотическому воспитанию:

1. Духовно-нравственное

2. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент).

3. Гражданско-патриотическое.

4. Экологическое воспитание.

5. Краеведческо-туристическое.

Выше перечисленые  задачи  и направления решаются во всех видах детской деятельности:

во время организованной обра­зовательной деятельности,в играх,на экскурсиях, в труде, в быту,во взаимодействии с социумом, в проектной деятельности, в работе над модулями, в приобщении детей к духовно­му наследию народа,  в традициях большого спорта — проведение малых зимних и летних Олимпийских игр.

В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного  процесса. Одним из инструментов в создании таких моделей может выступать интеграция. Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды  деятельности ДОУ.

Одним  из наиболее эффективных методов патриотического воспитания я считаю метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию обучения и практическое взаимодействие детей и взрослых (включая родителей), предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития воспитанников. Работу по  внедрению проектного метода в практику детского сада я начала  несколько лет назад. Появилось целое проектное направление в моей системе работы: 

«Страны Мира», «Россия - наша гордость», «Мой край-Мордовия», «Кем быть? Труженики Мордовии», «Знаменитые люди родного края», «Моя родословная», «Мама, папа, я — дружная семья», «Тайна моего имени». «Священный праздник – День Победы».

  Использование проектного метода обучения в практике моей работы,один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.

Он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

· педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

· родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

· дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Особый упор делается нами на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе.

От чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности! Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

 

5.Анализ результативности опыта.

Предлагаемый мною материал, поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Ро­дину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других мероприятиях зна­ния, позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, художественно-творческая, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.

Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

В процессе ознакомления детей с Россией, большое внимание уделялось воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны,  уважение к защитникам Отечества.

Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Время все дальше отодвигает события Великой Отечественной воны, ветеранов осталось очень мало. Очень важно,именно сейчас, не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах. Формировать осознанное отношение к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечествен­ной войне.

Первоисточником является сам человек. Организованные встречи с  ветеранами Великой Отечественной войны нашего микрорайона, вызывают у дошкольников эмоциональный отклик, чувство глубокого уважения и понимания того,какой ценой была достигнута Победа, насколько трудной были  шаги к ней. Итогом работы было создание видеофильма: «Интервью с ветераном ВОВ Максимовой Е.С.»

Родители и дети приняли активное участие в организации экспозиции мини-музея «По дорогам войны». Совместными усилиями были оформлены  альбомы «Ветераны ВОВ: Максимова Е.С., Попов А. А.»,  «Ордена и медали ВОВ», «Они сражались за Родину», «Памятники героям», «Военная техника», «Голубь мира»; мини-библиотека «Рассказы, повести, стихи о ВОВ»;собрана мини-коллекция «Песни, опаленные войной». Дети имели возможность не только самостоятельно почитать книги о героях, послушать любимые песни («Бравые солдаты», «Катюша», «День Победы» и др.), но поделиться своими впечатлениями, полюбоваться наградами, подержать их в руках.

Очень трогательно прошел районный конкурс чтецов на тему: «Живое слово». Воспитанники детских садов с особым чувством читали стихи о солдатах, воевавших за освобождение Родины. По эмоциям некоторых детей было понятно, что прозвучавшие стихи тронули их душу, не оставили холодными сердца.

Мы  воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Всё это способствует расширению кругозора и повышение познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях нашего посёлка, людях-тружениках.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному посёлку, к республике, к своей стране.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по оз­накомлению дошкольников с историей посёлка, его достопримеча­тельностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Работая в этом направлении, требуется переосмысление задач воспитания, как первостепен­ного приоритета в образовании. Воспитание должно стать не отдельным элементом  педагогического действия, а не­обходимой органичной составляющей педагогической деятельно­сти, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важ­нейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответст­венности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности. При этом важно подчеркнуть исключительную значи­мость семьи в решении задач воспитания и социализации подрас­тающего поколения.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.  Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своимпосёлком. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Методическая разработка доступна в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего, старшего и подготовительного возраста:

   – воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений

   – для родителей, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

        Наиболее приемлемыми формами использования  опыта работы считаю:

   – информационный материал, содержащий необходимые исторические факты и события.

– консультации, педагогические советы, педагогические гостиные.

  – дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

 – мастер-классы, мероприятия  и организованная образовательная деятельность для педагогов района;

 – сайт ДОУ

Категория: Блог воспитателя Панковой Е.А. | Просмотров: 1732 | Добавил: Enitik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: